Современный человек не мыслит себя без смартфона, компьютера и прочих гаджетов. Если понаблюдать за людьми, сидящими в очереди или ожидающими автобус, можно заметить, что большинство занято играми в телефоне или планшете. Иногда увлечение принимает патологический характер, и это отклонение медики называют болезнь геймера. Почему человек уходит от реальности в мир виртуальных игр?
Увлечение или болезнь?
Ничего страшного не происходит, если человек играет в игры, желая скоротать время ожидания. Опасность таит патологическое увлечение виртуальными мирами, когда игрок ради пребывания в иной реальности готов жертвовать отношениями с близкими, сном и карьерой.
Психологи считают геймерство бегством от действительности. Спровоцировать игроманию могут следующие причины:
- семейные проблемы;
- неуверенность в себе;
- неприятности на работе;
- затруднение при общении с коллегами;
- сложная жизненная ситуация.
Бегство в виртуальную реальность помогает преодолеть депрессию, вызванную неуверенностью в себе и неспособностью решить возникшие проблемы. Увлечение игрой помогает отвлечься, получить удовольствие от победы при прохождении трудных уровней. Однако неспособность принять решение в сложной ситуации или затруднение отношений с окружающими не исчезают. Человек все неохотнее возвращается к реальной жизни, меньше общается с людьми, предпочитая проводить время за компьютером или игровой приставкой. У взрослых это приводит к тому, что рушится карьера, на работе сокращают в должности, а у детей – к снижению успеваемости в школе.
Развитие болезни геймера вызывает не только психологические проблемы и затруднение социальной адаптации. Игроманы ведут нездоровый образ жизни, негативно отражающийся на работе систем и органов.
Как распознать патологию
При синдроме геймера симптомы делятся на 2 группы:
- психологические;
- физиологические.
Психологические
Если приглядеться к человеку, распознать синдром геймера несложно. У больных отмечаются следующие особенности поведения:
- Раздражительность или апатия. Несоответствие ценностей виртуального мира и реальной действительности усугубляет возникший внутренний конфликт.
- Нарушение сна и дневная сонливость. День игроман вынужден проводить на работе, зато вечер и часть ночи посвящает любимому времяпровождению, а ложась в постель, еще некоторое время переживает наиболее удачные игровые пассажи или анализирует неудачи. Перевозбужденный мозг не может расслабиться.
- Немотивированная агрессия при попытке отвлечь от игрушки. Всплеск ярости способна вызвать безобидная просьба сходить в магазин или выйти на совместную прогулку.
Большинство производителей интернет-игр предлагают за дополнительную плату оружие повышенной скорострельности, доспехи, новые жизни или продвижение героя в турнире. Больной, не задумываясь, отдает последние деньги за новые атрибуты, даже если утром ему нечего есть или придется пешком идти на работу.
Физиологические
У игромана во время любимого занятия принимает характерную позу: сидит неподвижно с чуть приподнятым правым плечом, работают только пальцы на мышке. Из-за длительного нахождения в таком положении у больного появляются:
- запоры;
- затруднение опорожнения мочевого пузыря;
- суставные боли (в первую очередь страдает указательный палец);
- снижение либидо (у мужчин нередко возникает эректильная дисфункция);
- заболевания желудка;
- близорукость, вызванная нарушением аккомодации хрусталика при длительном сидении за монитором.
Возникшие симптомы игроман не связывает со своей вредной привычкой и продолжает играть, даже если болит спина или ноют пальцы.
Если больным не оказана помощь, нарушения в работе органов усиливаются и угрожают срывом жизненно важных функций. Заядлые игроки умирают от дистрофии, спровоцированной неправильным питанием, или от застойных процессов, вызванных малоподвижным образом жизни.
Рекомендации по лечению
При выборе терапевтических мероприятий важно учитывать психологию больного. Если человек осознает свою пагубную зависимость и хочет вернуться к нормальной жизни, это хороший признак. Таким людям рекомендуют:
- Изменить образ жизни. Почаще общаться с близкими, гулять и посещать общественные мероприятия. Это поможет сократить время, проводимое за игровым устройством.
- Подобрать себе хобби. Интересное занятие доставляет удовольствие, и тогда компьютер используют не для игр, а для поиска информации, связанной с появившимся увлечением.
Для устранения возникших нарушений, связанных с образом жизни, применяют симптоматическую терапию: лечат суставы, запоры и др.
Если человек понимает, что его увлечение ненормально, возможно амбулаторное лечение. Хуже, когда игрок считает трату времени и денег на свое увлечение нормой, агрессивно относится к близким, утверждающим, что ему надо лечиться. В неврологических диспансерах, где лечат от различных типов зависимости, есть отделение для таких пациентов, где нет никаких электронных устройств, кроме радио и телевизора. Там с игроманами работают психологи, стараясь вернуть человека к нормальной жизни, избавить от пагубной привычки.
Производители интернет-игр делают все, чтобы завлечь пользователей своей продукцией. Тысячи людей периодически играют в свободное время, стараясь пройти уровни и получить виртуальное признание. Если при этом человек занимается работой, домом и общается с окружающими, ничего страшного нет. Опасно, когда геймер делает игру смыслом жизни, игнорируя потребности в общении и ограничиваясь только механическим выполнением обязанностей на работе. Это состояние необходимо лечить.